Валеология в системе образования детей
Общие сведения о кафедре
Учебная деятельность
Методическая работа
Научно-исследовательская деятельность
Новости
Учебные материалы
Советы врача
Отзывы
МИОО
Советы врача
Деятельность общеобразовательного учреждения в период подготовки учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ


В период подготовки учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ самое активное участие должны принимать участники образовательного процесса: педагоги, медицинские работники, психологи.

1. В задачи медицинского работника входит осуществление контроля за:
  • обеспечением каждого учащегося рабочим местом, соответствующим его росто - возрастным особенностям;
  • поддержанием в помещениях благоприятного воздушно - теплового режима и режима проветривания;
  • обеспечением оптимального уровня освещенности на рабочем месте;
  • организацией питания учащихся и соблюдением питьевого режима.
Кроме того, должна проводиться работа с родителями по вопросам создания дома аналогичных условий для занятий учащегося.


2. Педагоги должны:
  • помочь школьникам освоить в ходе учебного процесса здоровьесберегающую технологию подготовки к экзаменам;
  • способствовать развитию у школьников чувства уверенности в себе;
  • научить детей правильно распределить время в режиме дня для учебных занятий и подготовки к экзаменам;
  • обучить учеников правильно читать и заполнять все документы по тестовым заданиям; довести эту работу до автоматизма;
  • научить школьников методике подготовки к экзаменам. Уметь выделять ключевые моменты, уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по определенному плану.
  • проводить с учащимися тренировочные занятия по выполнению тестовых заданий, так как эта форма отличается от привычных письменных и устных экзаменов;
  • приучать учащихся при выполнении тестовых заданий ориентироваться во времени и уметь его правильно распределять.
  • делать упор в своей работе на использование здоровьесберегающих действий в учебном процессе и в период подготовки учащихся к экзаменам. В отношениях "учитель - ученик" должны преобладать принципы сотрудничества и доброжелательности, взаимного уважения и доверия.
  • тесно взаимодействовать с родителями, в первую очередь по контролю за самочувствием учащихся, чтобы вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья, связанное не только с умственным переутомлением, но и с обострением имеющихся хронических заболеваний.

3. Задачей школьного психолога является:
  • выяснение и объяснение причин проявления психического дискомфорта ученика; помощь ребенку в налаживании отношений со своими одноклассниками, учителями и родителями.
  • оказание консультативной помощи родителям и педагогам по созданию оптимального психологического микроклимата в семье и школе. Доброжелательный стиль общения родителей и педагогов должен проявляться в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в открытости контактов, теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.
Как обеспечить высокую работоспособность учащихся
на Едином Государственном Экзамене (ЕГЭ)


ЕГЭ - это форма государственного контроля итогов обучения учащихся. Результаты аттестации зависят не только от суммы знаний, умений и навыков выпускника, но и от его способности сохранять высокую умственную работоспособность на протяжении всех экзаменов, а также от умения концентрировать внимание и "извлекать" нужную информацию из своей памяти в каждый конкретный момент.
Умственную работоспособность ученика следует рассматривать как готовность к максимальному и экономному использованию потенциала мозговой деятельности для достижения поставленной цели. Такая работоспособность обеспечивается оптимальным состоянием различных функциональных систем организма учащегося. В первую очередь, она зависит от особенностей высшей нервной деятельности. Эти особенности, с одной стороны, индивидуальны, а с другой - поддаются тренировке в ходе обучения в общеобразовательном учреждении.
Следовательно, высокий уровень умственной работоспособности для сдачи ЕГЭ можно обеспечить тренировкой мозговой деятельности в процессе обучения при соблюдении определенных условий. Такими условиями являются: осознанное поведение ученика; прочность приобретаемых знаний, умений и навыков; систематичность учебной деятельности при постепенном увеличении школьных нагрузок на протяжении учебного года. К основным организационным формам тренировки относятся: уроки, контрольные работы, итоговое тестирование знаний в школе, внешкольные самостоятельные занятия, олимпиады и т.п.
Наиболее интенсивную тренировку умственной работоспособности учащихся следует осуществлять в течение последнего года перед ЕГЭ. В нем условно можно выделить четыре периода: подготовительный, специальный, экзаменационный и восстановительный. Подготовительный период охватывает весь учебный год. Он характеризуется напряженной учебной деятельностью и повышением уровня умственной работоспособности ученика. В периоде специальной подготовки (3-4 дня) происходит самостоятельное закрепление знаний на фоне высокой работоспособности. Экзаменационный период - самый ответственный. Здесь уровень работоспособности волнообразно снижается в зависимости от количества экзаменов и их продолжительности. Два экзамена по основным предметам считаются обязательными, а остальные (2-4 экзамена) проводятся по выбору выпускника, поступающего в ВУЗ. Продолжительность каждого экзамена - 3-4 часа. Все экзамены проводятся с интервалом не менее 2 дней по графику Министерства образования и науки РФ. Во время следующего периода годового цикла тренировки происходит восстановление утраченного потенциала мозговой деятельности. Продолжительность этого периода регламентируется самим выпускником (см. рис.).



Десять советов школьнику по обеспечению
высокой работоспособности на ЕГЭ


  1. Необходимо осознать потребность в выпускном классе в тренировке умственной деятельности на протяжении учебного года в соответствии с физиологическим законом об изменении работоспособности организма в процессе труда и отдыха.


  2. Следует соблюдать физиологический закон правильного чередования умственного труда на уроке с отдыхом во время перемены. Ваша работоспособность на уроках вначале плавно повышается (фаза врабатываемости, 3-5 минут), затем стабилизируется на высоком уровне (фаза высокой продуктивности, продолжительность которой зависит от тренированности организма). При дальнейшей работе наступает снижение работоспособности (фаза утомления и активного распада энергии), а во время отдыха происходит ее восстановление и накопление потенциала мозговой деятельности (фаза сверхвосстановления). Наличие такой фазы считается признаком тренированности и рационального чередования труда и отдыха.


  3. Рекомендуется иметь правильный режим дня в соответствии с суточным биологическим ритмом, следить за регулярностью питания и продолжительностью ночного сна в специальном периоде годичного цикла тренировки. Это позволит стабилизировать умственную работоспособность на высоком уровне. За день до экзамена нельзя долго вечером засиживаться за учебниками и "зубрить". После ужина (18-19 часов) следует прогуляться на воздухе, принять душ и своевременно (в 21-22 часа) лечь спать. Нужно помнить, что уменьшение продолжительности ночного сна даже на 2 часа может снизить уровень работоспособности на 20-40% во время экзамена.


  4. Не рекомендуется принимать успокоительное или снотворное перед экзаменами. Эти медицинские препараты оказывают тормозящее действие на ЦНС, а следовательно, и на умственную деятельность. Приняв таблетки, Вы можете не вспомнить то, что хорошо знаете. Нарушение сна перед экзаменом связано с сильным волнением и тревожностью. При необходимости в качестве снотворного можно использовать "мягкие" средства: прогуляться на воздухе, принять теплый душ, выпить стакан теплого молока или воды с медом. Комнату перед сном следует проветрить. Мозг нуждается в кислороде во время сна.


  5. Утром перед экзаменом необходимо принять завтрак, состоящий из легкоусвояемых продуктов: яйцо, овсянку (геркулес), мюсли с молоком, творог и т.п. Если Вы нервничаете и не можете осилить полноценный завтрак, то обязательно съешьте фрукты или сухофрукты (банан, изюм, курагу, орехи), бутерброд с сыром или ветчиной, небольшой кусочек шоколада. Энергия, поступающая с пищей, необходима организму во время экзамена.


  6. Непосредственно перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько маленьких глотков воды. Научные исследования свидетельствуют о том, что учащиеся, употребляющие воду во время экзамена, гораздо лучше справляются с тестами, лучше сосредотачиваются, меньше страдают от головной боли. Мозг очень чувствителен к дефициту воды, особенно при напряженной умственной деятельности. В связи с этим, желательно каждого экзаменуемого обеспечить питьевой водой, расфасованной в емкости 0,2-0,5 л. Лучше всего подходит минеральная негазированная вода, т.к. она содержит ионы калия и натрия, участвующие в химических процессах при умственной работе. Можно пить простую чистую воду, а напитков, содержащих сахар, следует избегать.


  7. На экзаменах следует продуктивно использовать время высокой умственной работоспособности. Не спешите, но и не отвлекайтесь. Почувствовав усталость, не паникуйте, а сделайте простой комплекс упражнений, улучшающих мозговое кровообращение: сидя на стуле, отведите голову плавно назад (на счет 1-2), затем наклоните ее вперед, плечи не поднимая (на счет 3-4). Повторите упражнение 4-6 раз. Темп медленный.


  8. Стремитесь к положительному настроению перед экзаменом. Отрицательный настрой сопровождается тревожностью, психологическим дискомфортом и приводит к снижению умственной работоспособности на экзамене. И наоборот, бодрое настроение, эмоциональный подъем, доброжелательный стиль общения, мотивация на благоприятный результат, - все это является залогом успеха. Нередко причиной настроения могут послужить такие мелочи, как приветливый или осуждающий взгляд экзаменатора, замечания друзей в доброжелательной или обидной форме, удобное или неудобное рабочее место и др. Все участники ЕГЭ должны внимательно относиться к "мелочам", которые могут отрицательно повлиять на умственную работоспособность экзаменующихся.


  9. Экзаменационный период состоит из экзаменов, чередующихся со свободными днями. Предоставленную передышку необходимо использовать не только для подготовки к следующему экзамену, но и для отдыха. Эффективными средствами для восстановления умственной работоспособности считаются: 1) умеренные по интенсивности занятия физкультурой и спортом; 2) рациональное питание; 3) положительные эмоции; 4) достаточный по продолжительности сон (не менее 9 часов).


  10. Восстановительный период после сдачи ЕГЭ считается важным моментом в жизни выпускника. Отдохните и еще раз подумайте о будущей профессии. Нельзя надеяться на авось. При выборе профессии следует ориентироваться на три критерия: осознанное желание, здоровье, индивидуальные психологические особенности личности. Желания часто меняются. Здоровье и психофизиологические свойства личности менее подвержены изменениям, поэтому они оказывают устойчивое влияние на выбор профессии. Посоветуйтесь не только с родителями, а также с врачом и учителем.







С уважением, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН А.Г.Сухарев
© Кафедра валеологии МИОО 2008г.