Валеология в системе образования детей
Общие сведения о кафедре
Учебная деятельность
Методическая работа
Научно-исследовательская деятельность
Новости
Учебные материалы
Советы врача
Отзывы
МИОО
Новости - архив
Департамент образования г. Москвы
Московский институт открытого образования
Ректор академик РАО А.Л. Семенов


Информационное письмо
о проведении научно-практической конференции на тему: "Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья учащихся и повышения качества общего образования"

20 октября 2011г.

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе научно-практической конференции на тему: "Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья учащихся и повышения качества общего образования".
Конференция проводится в рамках реализации послания Президента Российской Федерации "Здоровый ребенок" и городской целевой программы "Столичное образование -5".

Приглашаются: руководители (их заместители), педагоги, психологи, медицинские и социальные работники общеобразовательных учреждений г. Москвы.
Конференцию проводит: А.Г.Сухарев - заместитель Председателя Российского Союза школьной и университетской медицины и здоровья, заведующий кафедрой валеологии МИОО, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ.



Программные вопросы:

1. Модель взаимосвязи образа жизни с состоянием здоровья и качеством образования учащихся
Сухарев А.Г. д.м.н., профессор, академик РАМН

2. Здоровое питание как основной компонент здорового образа жизни
Стан В.В., к.м.н., профессор кафедры валеологии

3. Оптимизация двигательной активности и профилактика школьной гипокинезии
Лукашова Ю.А., научный сотрудник

4. Рациональный режим дня (синхронизация социальных и биологических ритмов)
Игнатова Л.Ф. - д.м.н., ведущий научный сотрудник

5. Компьютерная безопасность и профилактика компьютерной зависимости
Шелонина О.А. , к.м.н., доцент

6. Гендерный подход в воспитании и обучении детей
Цыренова Н.М., к.м.н., доцент


Фиксированные выступления участников конференции об опыте работы образовательных учреждений по формированию у учащихся мотивации к ЗОЖ:
  • Е.Н. Романенков - к.п.н., директор ГБОУ ЦО № 449 ВАО г. Москвы;
  • И.Р. Максимяк - врач - педиатр ГБОУ ЦО № 1601 САО г. Москвы;
  • Н.И.Козлова - заместитель директора ГБОУ ЦО № 1998 "Лукоморье" ЮАО г. Москвы;

Дискуссия

Принятие резолюции конференции


Конференция будет проводиться по адресу: Авиационный пер., д.6; 5 этаж, актовый зал
Проезд: М. "Аэропорт", последний вагон из центра.
Контактный тел.: (495) 945-46-18, Стан Валентина Всеволодовна

Начало работы конференции - 10.00
Регистрация участников с 09.30
Отчет о проведении научно-практической конференции на тему "Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья учащихся и повышения качества общего образования"
Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе установочного семинара на тему:

"Концепция укрепления здоровья и гигиенического воспитания учащихся"

25 августа 2011 г.

Цель: Изложить современные научные достижения о генетической обусловленности процесса формирования здоровья детей и раскрыть роль гигиенического воспитания в школе.

Приглашаются: руководители и заместители руководителя по учебно - воспитательной и оздоровительной работе, медицинские работники, психологи, социальные работники, педагоги и воспитатели "Школ здоровья" и других общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Семинар проводит: заведующий кафедрой валеологии МИОО, академик РАМН, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор А.Г.Сухарев.


Программные вопросы

1. Концепция укрепления здоровья и гигиенического воспитания учащихся
профессор А.Г. Сухарев

2. Методология изучения и оценки образа жизни школьника
ведущий научный сотрудник, д.м.н. Л.Ф.Игнатова

3. Содержание гигиенического воспитания школьников
профессор кафедры, к.м.н. В.В. Стан


Выступления участников семинара

Заседание будет проходить на базе кафедры валеологии МИОО,

Адрес: ул. Поликарпова, 12 .
Проезд: Метро "Беговая", первый вагон из Центра, выход на 1-ый Хорошевский проезд, далее - до пересечения с ул. Поликарпова; на перекрестке - 5-ти этажное здание - учебный корпус Российской медицинской академии последипломного образования, 4-ый этаж, аудитория 410.
Начало работы семинара - 10.00
Контактный телефон: 8 (495) 945-46-18
Отчет о проведении установочного семинара на тему
"Концепция укрепления здоровья и гигиенического воспитания учащихся"
Информационное письмо

о проведении научно-практической конференции на тему "Сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений в период подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ"

07 апреля 2011 г.


Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе научно-практической конференции на тему "Сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений в период подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ". Конференция проводится в рамках реализации послания Президента РФ "Здоровый ребенок".

Приглашаются: Руководители (их заместители), психологи, медицинские работники и педагоги, ответственные за организацию и проведение государственной итоговой аттестации школьников и ЕГЭ, общеобразовательных учреждений г. Москвы

Конференцию проводит: А.Г.Сухарев - заместитель Председателя Российского Союза школьной и университетской медицины и здоровья, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ

Программные вопросы:

1. Концепция сохранения и укрепления здоровья учащихся
Сухарев А.Г. д.м.н., профессор, академик РАМН


2. Донозологическая диагностика состояния здоровья детей на основе теории адаптации
Игнатова Л.Ф., д.м.н, профессор

3. Профилактика обострений хронических заболеваний учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов
Шелонина О.А. , к.м.н., доцент

4. Здоровьесберегающая технология обучения учащихся в период подготовки к экзаменам
Цыренова Н.М., к.м.н., доцент

5. Взаимодействие школы и семьи в сохранении психического здоровья учащихся. при подготовке и сдаче экзаменов
Маркелова С.В., к.м.н, доцент

6. Особенности деятельности общеобразовательного учреждения при подготовке к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ
Стан В.В., к.м.н., доцент


В рамках конференции проводится Круглый стол с обсуждением вопросов:

1) особенности деятельности образовательного учреждения при государственной итоговой аттестации и ЕГЭ;
2) опыт работы, проблемы и пути решения.

Выступления участников конференции
Принятие резолюции.


Конференция будет проходить по адресу: Авиационный пер., д.6; 5 этаж, актовый зал
Проезд: М. "Аэропорт", последний вагон из центра.
Контактный тел.: (495) 945-46-18, Стан Валентина Всеволодовна

Начало работы - 11.00; регистрация участников с 10.00
Итоги работы научно-практической конференции "Сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений в период подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ"
Наши планы на 2011 год

С учетом модернизации общего образования учащихся г. Москвы, где предусматривается постепенный переход на новые государственные общеобразовательные стандарты (ГОС) и совершенствование деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, кафедра валеологии МИОО предусматривает следующее:

1. Научное сопровождение нового проектно- исследовательского курса по теме "Образ жизни и здоровье учащихся". Курс предназначен для руководителей и ответственных за организацию оздоровительной работы. Впервые по новой методике планируется провести анкетирование учащихся 1,5,9,11 классов с целью оценки их образа жизни, а также выявления необходимости коррекции средствами гигиенического воспитания и осуществления медико-психолого-педагогической поддержки в условиях образовательного учреждения.
По итогам обучения планируется овладение принципам разработки проекта школьной целевой программы "Формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни"

2. Вводится новая тема "Требования к условиям способствующим реализации ГОС" в проектно-исследовательский курс повышения квалификации педагогов, психологов и медицинских работников по теме: "Образовательная среда и здоровье учащихся". Данный курс проводится на базе общеобразовательного учреждения. По итогам обучения совместно разрабатывается план оптимизации образовательной среды с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. С учетом нового ГОС вносятся изменения в учебно-тематический план краткосрочного курса (объём 72 часа) повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений по теме "Здоровьесберегающая технология обучения учащихся". Занятия проводятся на базе школы в каникулярное время. В расписании занятий предусматривается проведение деловой игры с формированием навыков использования здоровьесберегающих действий в процессе урока.

4. 25 августа 2011 г. планируется проведение установочного семинара на тему "Технология укрепления здоровья обучающихся в школе". Семинар проводит академик РАМН, профессор А.Г.Сухарев. Приглашаются представители Департамента образования г.Москвы, специалисты методических центров окружных управлений образования, руководители (заместители), педагоги, психологи, медицинские и социальные работники образовательных учреждений.

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе круглого стола на тему "Качество общего образования и здоровье учащихся" . Круглый стол проводится в рамках национального проекта "Образование". Известно, что между качеством общего образования и состоянием здоровья существует тесная взаимосвязь. Выдвигается концепция о том, что высокое качество образования способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся и наоборот. Для поиска путей совершенствования качества общего образования в школах г.Москвы предлагаем участникам круглого стола высказать свои предложения по решению данной проблемы.

21 сентября 2010 г. в 15.00

Приглашаются: Руководители (заместители) и педагоги общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Круглый стол проводит: А.Г.Сухарев - заведующий кафедрой валеологии МИОО, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ.


Программные вопросы

1. Здоровье учащихся как индикатор качества общего образования;
2. Оптимизация образовательной среды с целью повышения качества общего образования учащихся;
3. Научные основы здоровьесберегающей технологии обучения школьников.

Выступления участников круглого стола.
Принятие резолюции.



Заседание будет проходить на базе кафедры валеологии МИОО по адресу:
ул. Поликарпова,12 (Учебный корпус Российской медицинской академии последипломного образования, 4-ый этаж, ауд.410).

Проезд: М. "Беговая", первый вагон из центра, направо по 1-ому Хорошевскому проезду до пересечения с ул. Поликарпова. На перекрестке здание "Учебный корпус Российской медицинской академии последипломного образования".

Начало работы круглого стола - 15.00

Контактный тел.: (495) 945-46-18
Отчет о проведении круглого стола на тему
"Качество общего образования и здоровье учащихся"
Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе установочного семинара на тему: "Мониторинг здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся"

25 августа 2010 г.

Приглашаются: руководители и заместители руководителя по учебно - воспитательной и оздоровительной работе, медицинские работники, психологи, социальные работники, педагоги и воспитатели "Школ здоровья" и других образовательных учреждений г. Москвы.
Семинар проводит: А.Г.Сухарев - заведующий кафедрой валеологии МИОО, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ.


Программные вопросы

1. Научные основы мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ у детей.
2. Научные основы гендерного воспитания и обучения детей.
3. Гигиеническое воспитание и обучение как средство формирования ЗОЖ.
4. Технология разработки школьной целевой программы формирования ЗОЖ у учащихся.

Выступления участников семинара


Заседание будет проходить на базе кафедры валеологии МИОО.

Адрес: ул. Поликарпова, 12 .
Проезд: Метро "Беговая", первый вагон из Центра, выход на 1-ый Хорошевский проезд, далее - до пересечения с ул. Поликарпова; на перекрестке - 5-ти этажное здание - учебный корпус Российской медицинской академии последипломного образования, 4-ый этаж, аудитория кафедры гигиены детей и подростков.

Начало работы семинара - 10.00

Контактный телефон: 8 (495) 945-46-18
Отчет о проведении установочного семинара на тему
"Мониторинг здоровья и формирования здорового образа жизни учащихс"
Научно исследовательская деятельность 2009-2010 гг.


5.1. Перспективные направления научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры: научно-методическое сопровождение проектно - исследовательского курса по теме: "Образовательная среда и здоровье учащихся".


5.2. Информация о научно-исследовательской деятельности кафедры валеологии

5.2.1. Проблема: Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в условиях образовательного учреждения. Разработка школьной целевой программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся образовательных учреждений.
Тема: "Образовательная среда и здоровье учащихся".
Цель: Обучение, совершенствование знаний по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения.
Задачи:
1) организационно-методическая работа по разработке научно - методических подходов и определение показателей к изучению состояния образовательной среды и здоровья учащихся;
2) разработка методологии составления школьных целевых профилактических программ "Здоровья" и критериев оценки эффективности их реализации;
3) научно-методическое обеспечение учебного процесса при проведении проектно-исследовательские курса "Образовательная среда и здоровье учащихся" в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений.

5.2.2. Проблема: Укрепление здоровья школьников в процессе обучения.
Тема: "Валеологические принципы организации питания воспитанников Кадетских школ-интернатов города Москвы".
Цель: Разработка валеологических принципов организации питания воспитанников Кадетских школ-интернатов (КШИ).
Задачи:
1) Изучение существующей организации питания воспитанников КШИ в г. Москве. Выявление различий между энергетическим приемом и величиной энергетических затрат.
2) Оценка химического состава и калорийности действующего суточного рациона.
3) Изучение суточной двигательной активности и величины энергетических затрат воспитанников КШИ хронометражно-табличным методом и методом шагометрии.
4) Коррекция существующего питания с учетом энергетических трат детей 11-15 лет, (воспитанников КШИ г. Москвы) как основного фактора сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

5.2.3. Проблема: Укрепление здоровья школьников в процессе обучения с использованием здоровьесберегающей технологии.
Тема: "Научное обоснование и практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения (ЗСТО) в современной школе".
Цель: Разработка валеологических принципов здоровьесберегающей технологии обучения (ЗСТО) школьников.
Задачи:
1) Проведение сравнительной оценки режима дня, динамики умственной работоспособности и успеваемости детей младшего и среднего возраста.
2) Обоснование классификации технологии обучения по критериальным признакам.
3) Разработка концептуальной модели ЗСТО школьников.


5.3. Тематика экспериментальной и инновационной деятельности: "Медико-психолого-педагогические условия первичной профилактики пограничных психических расстройств и девиантных форм поведения" - Городская экспериментальная площадка - 1-ый уровень - ГОУ Центр образования № 1601(САО).

Отчет
о проведении установочного семинара на тему
"Образовательная среда и здоровье учащихся"
26 августа 2009 г.


26 августа 2009 года проведен установочный семинар на тему "Образовательная среда и здоровье учащихся", в работе которого приняли участие 37 работников общеобразовательных учреждений разных округов г. Москвы: заместители директора по оздоровительной и учебно-воспитательной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи, школьные врачи педиатры, медицинская сестра, инструктор ЛФК, учителя; 6 сотрудников кафедры. Всего - 43 человека.
Семинар проведен профессором кафедры, к.м.н., В.В.Стан.
Заслушаны следующие программные вопросы:
  1. Образовательная среда и ее влияние на здоровье учащихся (методология изучения)- старший научный сотрудник кафедры, к.м.н., А.А. Иванова
  2. Саморазвивающийся процесс оптимизации образовательной среды (результаты научно-исследовательской работы в ГОУ ЦО "Школа здоровья" № 449 ВАО г. Москвы)- директор ЦО "Школы здоровья", к.п.н. Е.Н. Романенков, ведущий научный сотрудник кафедры, д.м.н., Л.Ф.Игнатова
  3. Основные направления деятельности государственного образовательного учреждения "Школа здоровья" - доцент кафедры, к.м.н., Н.М.Цыренова
В ходе обсуждения представленного на семинаре докладов выступило 11 слушателей, которые дали высокую оценку теоретической части семинара. Особый интерес вызвали проблемы: создания Координационного совета в школе и задачи его функционирования; внедрение в работу школ здоровья системы мониторинга за состоянием образовательной среды и здоровья учащихся для обоснования приоритетных мероприятий при планировании и реализации школьной целевой программы, а также - методика оценки психического здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения
Следует отметить обеспокоенность слушателей, вызванную многочисленными проблемами, существующими на сегодняшний день в школах здоровья:
  • Отсутствие специальных знаний в вопросах охраны здоровья школьников;
  • Недостаточное финансирование образовательных учреждений;
  • Отсутствие должной заинтересованности участников образовательного процесса (педагоги, медработники, психологи, учащиеся и их родители), чтобы подрастающее поколение было здоровым, грамотным, физически и духовно совершенным.
При подведении итогов теоретической части семинара акцент был сделан на следующих основных вопросах:
  • О единстве организма учащихся с образовательной средой. Только оптимальное состояние образовательной среды способствует полной реализации общеобразовательного стандарта при сохранении и укреплении здоровья учащихся. Поэтому начинать процесс укрепления здоровья необходимо в образовательном учреждении, где успешно идет формирование мотивации у детей на здоровый образ жизни и тесное взаимодействие с родителями при решении данной проблемы.
  • О модели саморазвивающегося процесса оптимизации образовательной среды. Данная модель подробно излагается на курсах повышения квалификации по теме "Образовательная среды и здоровье учащихся". Целью обучения является: обновление и систематизация знаний о закономерностях роста и развития и формирования здоровья детей. Приобретение умений по: оценке состояния образовательной среды и здоровья учащихся; разработке проекта целевой школьной программы сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • О создании в школе Координационного совета "Здоровье учащихся" и "Школьной хартии" о сохранении и укреплении здоровья участников образовательного процесса.
В заключении предложено ознакомиться с планами курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений, запланированными на новый учебный год на кафедре валеологии, а также дана ссылка на сайт кафедры.
Программа

круглого стола на тему: "Гигиенические рекомендации к организации Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в общеобразовательных учреждениях г. Москвы "

29 октября 2009г.


Цель: Научно обосновать оптимальные условия, способствующие сохранению работоспособности учащихся в процессе сдачи ЕГЭ

Участники: Администрация МИОО, преподаватели и научные сотрудники кафедры валеологии МИОО, руководители и заместители руководителя, ответственные за организацию и проведение ЕГЭ и иных форм государственной (итоговой) аттестации учащихся общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Ведущие: А.Л.Семенов - ректор МИОО, член-корреспондент РАН и РАО А.Г.Сухарев - заведующий кафедрой валеологии МИОО, академик РАМН


Проблемные вопросы:

1. Психологический микроклимат и рациональное сочетание умственного труда с отдыхом.
2. Условия и режим проведения ЕГЭ.
3. Организация питания и питьевого режима.
4. Специфика проведения контроля знаний для учащихся больных и с ограниченными возможностями.


Фиксированные выступления:


Стан В.В. - профессор кафедры валеологии;
Шелонина О.А. - доцент кафедры валеологии;
Цыренова Н.М. - доцент кафедры валеологии;
Игнатова Л.Ф. - ведущий научный сотрудник кафедры валеологии;
Лукашова Ю.А. - научный сотрудник кафедры валеологии

Выступления участников круглого стола.
Обсуждение и принятие резолюции.

Начало работы круглого стола - 15.00



Контактный тел.: 945-46-18 (Стан Валентина Всеволодовна), www.valeologia-mioo.ru

Проезд: М. "Беговая", первый вагон из центра, направо по 1-ому Хорошевскому проезду до пересечения с ул. Поликарпова. На перекрестке здание "Учебный корпус Российской медицинской академии последипломного образования", 4-ый этаж, ауд. 410.
В 2009 г. был проведен проектно-исследовательский курс "Образовательная среда и здоровье учащихся" на базе Центра образования "Школа здоровья" № 449 ВАО г. Москвы (директор, к.п.н. Романенков Е.Н.).
По итогам курса было подготовлено научно-методическое пособие "Образовательная среда и здоровье учащихся". В настоящее время находится в издательстве.
В Центре образования "Школа здоровья" № 449, в ходе работы курса:
  • был создан Координационный совет "Сохранение и укрепление здоровья учащихся". Разработано положение с целью обеспечения согласованности действий всех лиц, заинтересованных в изучении влияния образовательной среды на здоровье учащихся, в обработке и анализе полученных данных, в разработке и реализации целевой школьной программы;
  • принята "Школьная хартия" о сохранении и укреплении здоровья участников образовательного процесса;
  • разработана школьная целевая программа "Сохранение и укрепление здоровья учащихся" на основе изучения влияния образовательной среды на здоровье обучающихся;
  • внедрена методика оценки психического здоровья учащихся.
В данную методику вошел блок наиболее валидных и информативных психологических тестов и анкет для выявления устойчивости организма школьника в отношении психогенных воздействий в различных возрастных группах (экосенситивных периодах), а именно у учащихся 1-х,5-х,9-х и 11-х классов. Акцент сделан на индивидуальные особенности ребенка (темперамент, психотип, личностные черты). На кафедре валеологии были разработаны анкеты, которые заполнялись:
  • классным руководителем на основании собственных наблюдений за поведением ребенка (подростка), состоянием его работоспособности и наличием адекватной реакции на психосоциальные стрессы;
  • средним медицинским персоналом с учетом данных первичной медицинской документации;
  • родителями на основании собственной оценки состояния здоровья и жизни ребенка вне школы.
Комплексная медицинская оценка психического благополучия и выявление ранних признаков функциональных нарушений психического здоровья школьника предполагает проведение психологического тестирования и врачебного обследования, согласно определенного алгоритма. При этом желательно использовать дополнительный метод обследования вариабильности сердечного ритма с помощью прибора "Варикард", что позволит оценить общий уровень физиологической адаптации организма школьника к существующей образовательной среде и социальным условиям. На основании полученных результатов школьный врач делает общее заключение о психическом здоровье школьника, используя предложенную оценочную шкалу, а именно:
  • психическое благополучие,
  • психический дискомфорт (или эмоциональные расстройства),
  • пограничные психические расстройства на стадии начальных изменений.
Следующим этапом деятельности врача является разработка профилактических программ для конкретного образовательного учреждения с учетом возрастной специфики, патогенеза и проявления различных форм психосоциальной дезадаптации детей. Избавление ребенка от болезненных симптомов и психотравмирующих переживаний создает предпосылки для нормального онтогенеза психики. При этом требуется обязательное привлечение педагогов, школьного психолога, социальных работников, каждый из которых работает в рамках своих профессиональных задач и компетентности в тесном взаимодействии с родителями.
6.1. Впервые в систему повышения квалификации работников образования г. Москвы вводится проектно-исследовательский курс "Образовательная среда и здоровье учащихся". Кафедрой валеологии запланировано проведение данного курса в 2009 году.
Для подготовки вышеуказанного курса была проведена научно-исследовательская работа, в ходе которой разработана "Модель саморазвивающегося процесса оптимизации образовательной среды" (см. рис. 1), а также подготовлено к изданию научно-методическое пособие "Образовательная среда и здоровье учащихся".

Модель саморазвивающегося процесса оптимизации образовательной среды
Данная модель реализуется в процессе повышения квалификации работников образовательного учреждения (школы) на проектно-исследовательском курсе "Образовательная среда и здоровье учащихся".
Представленные в научно-методическом пособии материалы помогут сотрудникам школ получить необходимые знания по созданию саморазвивающегося процесса оптимизации образовательной среды.

В процессе обучения работники образовательных учреждений получат знания для:
  • выявления и ранжирования факторов риска образовательной среды с целью определения тех воздействий, которые в наибольшей степени не соответствуют нормативам и требуют неотложных мер по их устранению;
  • экспертной оценки авторских программ, новых технологий обучения и режима занятий;
  • углубленного анализа результатов профилактических медицинских осмотров детей и использования их в педагогических целях;
  • создания системы мониторинга причинно - следственных связей в системе "образовательная среда - здоровье учащихся" и разработки школьных целевых программ по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
  • управления состоянием здоровья школьников путем оптимизации среды и организации рационального учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
6.2. В августе 2008 г. проведен теоретический семинарар на тему: "Концепция укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения."

Слушатели: руководители и заместители руководителя по оздоровительной и воспитательной работе "Школ здоровья" и других образовательных учреждений г. Москвы.

Семинар проводил: заведующий кафедрой валеологии МИОО, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор А.Г.Сухарев.

Программные вопросы установочного семинара:

1. Современный взгляд на формирование здоровья детей.

2. Школьно-обусловленные болезни и их профилактика в условиях образовательного учреждения:
  • Пограничные психические расстройства
  • Болезни костно-мышечной системы
  • Болезни глаза и придаточного аппарата
3. Концепция укрепления здоровья детей.

4. Выступление участников семинара по обмену опытом работы в области охраны здоровья школьников г. Москвы. (С материалами семинара можно познакомиться на кафедре валеологии МИОО).
© Кафедра валеологии МИОО 2008г.