Валеология в системе образования детей
Общие сведения о кафедре
Учебная деятельность
Методическая работа
Научно-исследовательская деятельность
Новости
Учебные материалы
Советы врача
Отзывы
МИОО
Научно исследовательская деятельность
НИР МИОО по теме: "ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА", 2012г.
В рамках выполненной НИР МИОО по теме: "Здоровье школьника" опубликованы инновационные программы по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни школьников, предлагаемые к реализации общеобразовательным учреждениям города Москвы.
Возможности театральной педагогики в области разработки здровьесберегающих технологий
Музыка и здоровье школьника
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступенях начального и основного общего образования
Программа школы № 449
Программа школы № 360
Программа школы № 901
Программа школы № 97
5.1. Перспективные направления научно-методической деятельности кафедры:


5.1.1.научно-методическое сопровождение проектно-исследовательского курса по теме"Образовательная среда и здоровье учащихся" в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений г. Москвы";

5.1.2. научно-методическое сопровождение проектно-исследовательского курса по теме "Образ жизни и здоровье учащихся" в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений г. Москвы".



5.2. Научно-исследовательская деятельность кафедры:


5.2.1. Научное обоснование технологии формирования у учащихся мотивации к здоровому образу жизни в условиях образовательных учреждений г. Москвы. Результатом НИР запланировано издание научно-методического пособия: "Формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни".

5.2.2. Влияние двигательной активности учащихся в условиях школы на функциональное состояние и адаптационные возможности организма школьников по показателям вариабельности сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса "Варикард".
Материалы по оценке функционального состояния и адаптационных возможностей организма учащихся (1, 5 , 9 и 11 классов) будут использованы для оптимизации (коррекции) существующих форм и методов физического воспитания в школе, как одного из основных факторов сохранения и укрепления здоровья.

5.2.3. Профилактика нарушений репродуктивных функций у девочек-школьниц 12-15 лет.


Задачи:
  • Научно обосновать гигиенические принципы профилактических мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья девочек - школьниц 12-15 лет.
  • Определить индикаторы репродуктивного здоровья девочек и приоритетные факторы риска их образа жизни. Изучить состояние репродуктивного здоровья у девочек 12-15 лет (на базе ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 738 г. Москвы).
  • Оценить образ жизни девочек - школьниц 12-15 лет (питание, двигательную активность, режим, вредные привычки, гендерное поведение и личную гигиену).
  • Оценить вегето - эндокринную регуляцию у девочек с нормальными и нарушенными функциями репродуктивного здоровья по показателям вариабельности сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса "Варикард".
  • Обосновать принципы разработки школьной целевой программы по профилактике нарушений репродуктивного здоровья девочек. Составить проект программы для ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 738.
5.2.4. Разработка методики оценки психического здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения. Изучение педагогических и медицинских аспектов профилактики пограничных психических расстройств учащихся (на базе ГОУ ЦО "Школа здоровья" № 449 г.Москвы). Разработка и реализация целевой школьной программы по профилактике функциональных нарушений психического здоровья учащихся.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ


Мотивация детей к ЗОЖ формируется под влиянием как внутренних импульсов (реализация генетической программы здоровья), так и внешних (гигиеническое воспитание, социальные условия, культура и традиции семьи).
Сильная мотивация к ЗОЖ может быть достигнута только в обществе с высокой нравственной культурой и при наличии эффективной системы передачи молодежи социального опыта по формированию осознанного поведения в области сохранения и укрепления здоровья.
Механизм мотивации в виде схемы представлен на рис 1. В организме детей первоначально активизируется память и определяется цель для удовлетворения возникающей потребности под влиянием биологических импульсов, (на схеме обозначаются стрелками под буквой "А"). В дальнейшем в коре головного мозга возникает Центр мотивации (на рисунке обозначается кружком). Этот Центр начинает доминировать и привлекает к себе импульсы различных рецепторов с образованием временной функциональной системы по П.К.Анохину для осуществления целенаправленного поведения. Схема формирования мотивации условная и носит описательный характер. Она представлена на основе анализа литературных источников (1,2).


В работе Центра мотивации существует жесткая иерархия потребностей. Без удовлетворения первичных биологических потребностей достижение остальных бывает малоэффективным. Более того, значительное неудовлетворение доминирующих биологических потребностей воспринимается организмом как вызов (угроза, стресс), в результате которого происходит истощение адаптационных возможностей и разрушение самой биологической системы. В подростковом возрасте довольно часто наблюдаются попытки самоубийства на фоне неудовлетворенных биологических потребностей.
Особо следует отметить большую роль социальных импульсов, которые на рисунке обозначены буквой "Б". Эта система воспитания также формирует мотивацию к ЗОЖ. Она включает целый ряд компонентов: семья - детский сад - школа - друзья - средства массовой информации. Однако, в этой системе часто нет согласованного взаимодействия для достижения общей цели. Как народная мудрость гласит: "у семи нянек дитя без глаза".
Формирование мотивации к ЗОЖ имеет междисциплинарный характер. С одной стороны, оно является специальной отраслью здравоохранения и медицинской науки, а с другой, входит в систему образования и воспитания детского населения. Воспитание ЗОЖ осуществляют врачи, педагоги, воспитатели и психологи как лечебно-профилактических, так и образовательных учреждений, получившие специальную подготовку в системе дополнительного профессионального образования. Большая роль в системе формирования мотивации к ЗОЖ отводится семье.
Следует отметить высокую актуальность и востребованность в совершенствовании воспитания детей в данном направлении в последние годы. Это объясняется распространенностью нарушений образа жизни, наличием опасных для здоровья вредных привычек. Табакокурение, алкоголизация, употребление психоактивных веществ являются часто причиной повышенной смертности и заболеваемости детского населения.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что дети и подростки мало осознает свою роль в сохранении и укреплении здоровья, не оценивают негативное влияние вредных привычек на состояние здоровья, недостаточно понимают значимость сохранения своего здоровья в современных условиях. Очевидно, специалисты осуществляющие воспитание детей, не руководствуются научно обоснованными принципами формирования ЗОЖ и их деятельность оказывается малоэффективной.
Общими принципами формирования к ЗОЖ в детском возрасте являются:
1) Комплексный подход при воспитании и формировании ЗОЖ.
2) Последовательность воспитательных действий (знание-убеждение-осознанное поведение).
3) Учет доминирующих биосоциальных потребностей.
4) Доступность информации о ЗОЖ.
Принцип комплексного подхода. Здоровый образ жизни - это модель осознанного поведения и жизнедеятельности человека, которую следует признать и научиться использовать с целью достижения физического, психического и социального благополучия. Представленная модель ЗОЖ детей включает 6 основных компонентов: здоровое питание, рациональный режим дня, оптимальная величина суточной двигательной активности, соблюдение правил личной гигиены, гендерное поведение и отсутствие вредных привычек.
1. Здоровое питание как компонент ЗОЖ. Питание следует рассматривать как процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения, обновления тканей и регуляторной деятельности всех физиологических функций организма. Здоровое питание имеет не только биологическое, но и медико-социальное значение. Следует отметить, что питание считается привычкой, которой можно управлять. Какие же основные факторы влияют на формирование здоровой привычки? Такими факторами являются:
- физиологические потребности для роста и развития организма и формирования здоровья;
- психологическая мотивация семейных пищевых традиций, личные пристрастия к той или иной пище;
- социально-экономические возможности для здорового питания;
- экологическая ситуация на территории производства продуктов питания.
Правильная организация питания предусматривает поступление в организм не только достаточного количества основных пищевых веществ, но и их правильного соотношения. Основами здорового питания детей являются:
1) соответствие энергетической ценности рациона энергетическим затратам организма;
2) сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;
3) максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;
4) правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые достоинства блюд;
5) учёт индивидуальных особенностей питания, особенно детей с отклонениями в состоянии здоровья (непереносимость отдельных продуктов и блюд, наличие патологии);
6) оптимальный режим питания, благоприятная обстановка и формирование навыков культуры приема пищи;
7) обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований.
2. Рациональный режим дня как компонент ЗОЖ. Залогом здоровья и высокой работоспособности является соблюдение рационального режима дня. Режим дня - это целесообразно организованный в соответствии с возрастными особенностями распорядок суточной деятельности и отдыха. Чтобы режим способствовал сохранению и укреплению здоровья, он должен быть правильно составленным и быть рациональным для различных возрастных групп. Основами рационального режима дня детей являются:
а) синхронность социальных и биологических ритмов;
б) достаточная продолжительность ночного и при необходимости дневного сна;
в) чередование напряженной деятельности с достаточным отдыхом для полного восстановления работоспособности и образования фазы сверхкомпенсации.
Биологические ритмы - это чередование физиологических процессов с определенной последовательностью и частотой. К наиболее выраженным биологическим ритмам относят суточные колебания психофизиологических функций. Суточный биоритм проявляется в колебаниях функционального состояния организма, т.е. наличии периодов улучшения и ухудшения функций. В ночное время наблюдается более низкий уровень функционального состояния и работоспособности. В дневное время, наоборот, функциональные возможности и работоспособность детей значительно улучшаются, хотя и не остаются на одном уровне.
У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъема работоспособности первый - с 9 до 12 часов; второй - с 16 до 18 часов (3).
Особенности суточных биоритмов необходимо учитывать при построении режима, отводя на учебную или физическую (производственную) деятельность часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием. Например, учебные занятия для детей в школе желательно проводить в утренние часы, а для приготовления домашних заданий выделять время с 16 до 18 часов. Если учащиеся занимаются во вторую смену, то для приготовления домашних заданий рекомендуются только утренние часы, а занятия в школе должны заканчиваться не позднее 18 часов.
Для того чтобы воспитывать детей здоровыми, нужны совместные усилия родителей, педагогов (воспитателей) и медицинских работников образовательных учреждений по созданию наиболее благоприятных условий для их труда и отдыха. Занятия в школе, как правило, проводятся под постоянным наблюдением педагогов и медицинских работников, которые контролируют соблюдение гигиенических требований. Однако, в домашних условиях эти требования не всегда выполняются. В связи с этим независимо от жилищных условий для каждого ребенка следует выделять правильно организованное рабочее место, оборудованное мебелью, соответствующей его росту и достаточным освещением. Важно, чтобы было привычное расположение всего необходимого для занятий. Это значительно облегчает работу.
3. Оптимальная двигательная активность как компонент ЗОЖ. Согласно современным представлениям (4) суточную двигательную активность (СДА) следует рассматривать в качестве биологической потребности, которая сложилась в процессе эволюционного развития человека. Движения необходимы не только для социального общения и осуществления той или иной деятельности, проявления своего поведения и отношения к окружающим, но и для формирования здоровья. При движении в организме стимулируются процессы усвоения питательных веществ и энергии, способствуя не только полному возмещению, но и избыточному накоплению. Этот избыток ресурсов побуждает клетку делиться и совершенствовать свои функции (4).
Гигиенисты нормируют количественную величину СДА, как сумму движений, выполняемую детьми в процессе своей жизнедеятельности на протяжении суток. Являясь биологической потребностью организма, данная величина саморегулируется и считается константой, зависящей от возраста, пола и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.
Между уровнем привычной СДА, организацией физического воспитания и состоянием здоровья детей и подростков существует определенная зависимость, которая может быть представлена в виде параболы (рис.2). Из рисунка видно, что оздоровительное влияние на организм оказывает СДА только в диапазоне оптимальных (наилучших) величин.


Суточную активность можно измерить и оценить такими показателями как число локомоций (шаги за 24 часа) и продолжительность динамического компонента (в часах). Гигиеническая норма СДА в зависимости от возраста и пола детей и подростков представлена в таблице 1.

4. Соблюдение правил личной гигиены. Личная гигиена - это совокупность социальных норм и правил поведения, а также выполнение гигиенических рекомендаций по уходу за кожей и слизистой, придатками кожи (волосы и ногти), закаливанию, использованию одежды и обуви, поддержанию жилища, способствующих сохранению и укреплению здоровья и определяющих культурный уровень детей и подростков.
Соблюдение правил личной гигиены является важным компонентом ЗОЖ. Невыполнение гигиенических норм по каждому правилу влечет за собой неприятные последствия не только для самого ребенка, но и для окружающих.
Дети еще в дошкольном возрасте легко усваивают элементарные правила личной гигиены, однако их необходимо регулярно закреплять. Некоторые школьники пренебрежительно относятся к выполнению гигиенических навыков, а родители и воспитатели (педагоги) не проявляют в этом отношении должного внимания и требовательности. В результате увеличивается заболеваемость, нарушается процесс роста, развития и формирования здоровья детей.
5. Гендерное поведение. Современные научные исследования раскрывают новые факты, свидетельствующие о наличии существенных биологических и физиологических различий в организме детей и подростков в зависимости от пола (5,6) .В коллективном труде физиологов под редакцией В.Ф. Фокина (2009) приводятся данные об особенностях реакции мозга мальчиков и девочек на получаемую информацию. При формировании ЗОЖ необходимо учитывать гендерное поведение детей и наличие психофизиологических и морфофункциональных половых различий.
Понятие "гендер" было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в середине ХХ века. Ученые различают термины "пол" и "гендер" (gender). Термин "пол" используется для обозначения биологических, в частности анатомо-физиологических, различий. Но кроме биологических отличий между полами существуют разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мальчиков и девочек и было заимствовано английское слово "гендер". Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. На формирование и развитие гендерных ролей у детей влияют семья, общество и общая культура населения.
Гендерное поведение должно учитывать интересы обеих социально-половых групп общества. Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Гендерный подход необходимо использовать при гигиеническом воспитании и формировании мотивации к ЗОЖ у детей, учитывая то обстоятельство, что он интенсивно внедряется в образование. Правила поведения школьников едины для мальчиков и девочек. В школе к ним предъявляются единые требования. Они имеют одинаковые права и обязанности. Но поведение и отношение к обучению и воспитанию у мальчиков и девочек бывает разное. Придя в школу, ребенок ведет себя сообразно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Как правило, девочки ведут себя робко, неуверенно; они более тихие и сдержанные, исполнительные и требовательные к себе и другим, у них повышенная чувствительность к психоэмоциональному стрессу. Мальчики же с первых дней пребывания в школе ведут себя свободно, без растерянности, они более шумны, предпочитают нерегламентированную деятельность, проявляют склонность к рискованному поведению. С учетом гендерного поведения и следует разрабатывать технологию обучения и воспитания детей.
Следовательно, при воспитании детей следует руководствоваться комплексным подходом при формировании у них мотивации к ЗОЖ, обращая особое внимание на гендерное поведение и отсутствие вредных привычек.
Следующим принципом эффективного воспитания и формирования мотивации к ЗОЖ является соблюдение определенной последовательности воспитательных действий. На рис. 3 представлена схема алгоритма воспитательных действий, которые направлены на приобретение прочных знаний, формирование убеждений и осознанного поведения к ЗОЖ.

Прочным знаниям способствует моральное побуждение (стимуляция) интереса к знаниям о ЗОЖ, а также систематичность обучения. Убеждение развивается при наличии поддержки семьи и общества, а также при использовании положительных примеров вместо назидательных утверждений типа "курить нельзя". Конечной целью гигиенического воспитания является формирование осознанного поведения по всем компонентам здорового образа жизни. Здесь очень важно наличие психомоторных навыков и положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Третьим принципом формирования мотивации у детей к ЗОЖ является учет доминирующих биосоциальных потребностей. Как известно, процесс развития детей неравномерный. Существуют "критические" возрастные периоды, где организм наиболее сильно проявляет биологические и сложившиеся в процессе эволюции социальные потребности к окружающей среде. Естественно, для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков должны быть в "критические" возрастные периоды созданы благоприятные условия для реализации данных потребностей.
Используя метод экспертной оценки, выделены доминирующие биосоциальные потребности для отдельных возрастных периодов и оптимальные условия для их реализации (табл. 2).

Существующая программа гигиенического воспитания детей для каждого возрастного периода направлена на формирования всех 6 компонентов ЗОЖ. Однако, приоритет отдельным темам отводится в критические возраста с учётом доминирующих биосоциальных потребностей (3) . Так, например, для родителей, воспитывающих ЗОЖ у детей от 0 до 3-х лет, приоритетным будет эмоциональное общение и организация здорового питания для благоприятного роста, развития и формирования здоровья ребенка.
Для детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет приоритет отдается тематике по соблюдению правил личной гигиены и рациональному режиму дня с целью лучшего познания себя и окружающего мира. При этом знания и навыки ЗОЖ воспитываются с использованием игр и коллективных форм обучения. Обучение в коллективе способствует: 1) приобретению социального опыта; 2) правильному взаимодействию со сверстником и педагогом; 3) умению корректировать свое поведение; 4) раннему выявлению и профилактике морфофункциональных нарушений в состоянии здоровья в условиях детского сада и начальной школы.
Возраст 11-15 лет считается переломным в онтогенезе. Происходит глубокая гормональная перестройка в организме. Появляется запрос на гармонию развития, т.к. организм подростка готовится к выполнению основных биологический и социальных функций. В этих условиях приоритетными темами при воспитании будут: гендерное поведение, умение общаться со сверстниками и овладение нормами ЗОЖ, включая отсутствие вредных привычек.
В возрасте 17-18 лет приоритетной темой является закрепление навыков ЗОЖ с целью реализации запроса на лучшую подготовку к бедующей профессиональной деятельности.
Четвертым принципом формирования мотивации является доступность информации. Он реализуется использованием шести дидактических приемов: 1) переход от простого к сложному; 2) от известному к неизвестному; 3) отсутствие непонятных терминов; 4) использованием жизненных фактов; 5) применением изобразительных средств; 6) наличие активных форм обучения. Более подробно дидактические приемы гигиенического воспитания излагаются в учебном пособии для врачей (3)

ВЫВОДЫ
1. Формировать мотивацию к ЗОЖ необходимо с раннего детства на протяжении всей жизни. Однако приоритет следует отдавать критическим периодам в развитии детского организма, учитывая доминирующие биосоциальные потребности.
2. Здоровый образ жизни - это система осознанной деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям и способствует физическому, психическому и социальному благополучию, т.е. оптимальному состоянию здоровья детей.
3. Разработаны принципы формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, особенно школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Анохин П.К. Рефлекс цели как объект физиологического анализа // Жур. Высш.первн. деятельности. - 1962. - Т. 12. - Вып.1. - С. 7.
2. Судаков К.В. Биологические механизмы целенаправленных поведенческих актов. - М., 1971. - 180 с.
3. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Цыренова Н.М. и др. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения: Учебное пособие для врачей. М.: РМАПО, 2011. - 228 с.
4. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
5. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей к школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. - М.: Изд-во "Пашков дом", 2010. - 78 с.
6. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Под ред. Н.Ф.Фокина. - М.: Научный мир, 2009. - 836 с.

Материал подготовлен академиком РАМН Сухаревым А.Г.
© Кафедра валеологии МИОО 2008г.